Московская Государственная Юридическая Академия
Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза

 


Главная

Информация

Документы

Публикации

Статьи

Обзоры

Ссылки

Форум

Поиск

Контакты

English version

эмблема кафедры

 

Политика ЕС в отношении окружающей среды

Политика Европейского Сообщества в отношении окружающей среды явление примечательное. Это одна из «общих политик» ЕС, становление и развитие которой протекает уже более четверти века. Сегодня это одно из приоритетных направлений деятельности ЕС, согласно ст. 3 Амстердамского договора 1997 года. Охрана окружающей среды – актуальная проблема для европейского региона. Европа в наши дни является зоной экологического бедствия. Самое серьёзное внимание ЕС уделяет данной проблеме именно поэтому. Дальнейший экономический рост и политическое сплочение государств-членов, невозможны без учёта экологического фактора.

Динамику формирования политики ЕС в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной области можно проследить, разделив развитие экологической компетенции Сообщества на этапы.

Первый этап (1957–1972 г.). Первоначально «окружающая среда» не была выделена Римским договором 1957 года как сфера интеграции. Однако, вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка, как, например, это отражается в ст. 36 Договора, которая позволяет государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарном обороте по соображениям экологической безопасности. В целом, несмотря на отсутствие общей политики в данной сфере в указанный период, Сообщество было подготовлено к расширению в ней своей деятельности. Проблемы окружающей среды затрагивались и вторичным правом Сообществ, особенно в документах направленных на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики ЕЭС.

Второй этап (1972–1986 г.). В 1972 году Совет глав государств / правительств стран-членов принял решение о расширении компетенции Сообщества в новых областях, в т. ч. и в области окружающей среды. Хотя, в первичное право Европейских Сообществ изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи 100 и 235 Договора, которые позволяли ЕЭС для достижения целей Сообщества предпринимать действия в сферах не обозначенных в учредительном договоре. Подобное саморасширение компетенции получило название «эффект перелива». Регулирование новой области сплочения проводилось в основном путём издания директив – актов гармонизации права государств-членов. В эти годы были приняты первые программы действий Сообщества в области экологии, появились первые судебные прецеденты. ЕЭС присоединилось к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, таким, как Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе 1979 года, Международное соглашение по тропической древесине 1983 года, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года и др.. Данный период знаменуется становлением политики Сообщества в отношении окружающей среды и способов её правового регулирования.

Третий этап (1986–1992 г.). Единый Европейский Акт 1986 года внёс изменения в Договор об учреждении ЕЭС 1957 года. В статьях 130 r-t были определены цели и задачи, принципы и направления политики Сообщества в области окружающей среды. В отношениях между Сообществом и государствами-членами по охране окружающей среды был внедрён принцип «субсидиарности». Данный принцип означает, что деятельность Сообщества в области экологии осуществляется в той мере, в какой цели рассматриваемой политики могут быть реализованы на уровне Сообщества лучшим образом, чем государствами-членами на индивидуальной основе. Во вторичном праве в этот период наблюдается рост правового регулирования природоохранной деятельности на основе регламентов – актов унификации права государств-членов. Одновременно продолжалась деятельность по гармонизации права государств-членов, в частности в области охраны почв и защиты от химического загрязнения. В этот период первостепенное значение для Сообщества имеют вопросы внедрения системы оценки возможного воздействия на окружающую среду, мониторинга, распространения экологической информации и доступа общественности к ней и, особенно, финансирования природоохранных мероприятий. На третьем этапе процесс становления политики Сообщества в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной сфере завершился.

Четвертый этап (1992 г.–настоящее время). Это этап совершенствования экологической политики Сообщества. Договор о Европейском Союзе 1992 года внёс коррективы в статьи 130r–t. Сегодня целями и задачами политики ЕС в отношении окружающей среды являются:

– сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;

– забота о защиту здоровья людей;

– достижение разумного и рационального использования природных ресурсов;

– содействие на международном уровне мерам, направленных на решение региональных и общемировых проблем охраны окружающей среды.

Политика Сообщества в отношении окружающей среды строится на принципах превенции, предосторожности, возмещения ущерба, ответственности загрязнителя.

Маастрихтский договор определил также основные требования к текущим программам действий ЕС в области экологии, некоторые положения о финансировании мероприятий такого рода. Был исключён принцип «субсидиарности» из экологических статей Договора, данный принцип был вынесен как бы за скобки, определён статьей 3b как один из общих принципов деятельности Сообщества.

30 апреля 1999 года вступил в силу Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ним актов, который заложил новые возможности для совершенствования правового регулирования в области экологии. Договор подтвердил приверженность ЕС идеям «устойчивого развития» и намерения в дальнейшем проводить соответствующие мероприятия по охране окружающей среды (статья 6). Новый договор изменил нумерацию статей, теперь окружающей среде посвящён Раздел XIX Договора о ЕС, статьи 174–176[1].

На сегодняшний день в рамках системы права Европейского Союза сложилась устойчивая, целостная и обладающая автономностью функционирования совокупность норм в области охраны окружающей среды – Европейское право окружающей среды. Вторичное право ЕС в данной сфере насчитывает около 300 актов. Одними из важнейших таких актов являются Директива Совета 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 года по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду и Регламент Совета ЕЭС 1210/90 от 7 мая 1990 года об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой.

Директива 85/337/ЕЭС оказала огромное влияние как на международно-правовое сотрудничество в области окружающей среды, так и на экологическое законодательство различных стран, которые не являются членами Европейского Сообщества. В основу Директивы был положен принцип превентивных действий, смысл которого состоит в том, что меры по защите окружающей среды должны проводиться заблаговременно и должны быть направлены на устранение непосредственного неблагоприятного источника, недопущения его появления. Поэтому любой экономический проект государственный или частный, который может повлиять на окружающую среду, будь то строительство автострады или ввод в действие нового металлургического цеха, должен пройти соответствующую экологическую оценку, согласно статье 1 Директивы. Директивой определены критерии такой оценки (статья 3), а также приводятся типы проектов, оценка которых обязательна (Приложение 1) и типы проектов, для которых государства-члены могут определить обязательность оценки (Приложение 2). Серьёзное внимание уделяется в документе распространению экологически значимой информации и учёту мнения заинтересованной общественности. В последнее время в Комиссии ЕС дискуссируется вопрос о необходимости замены Директивы 85/337/ЕЭС регламентом и, соответственно, приведения к единообразию положений об оценки вредных воздействий некоторых проектов на окружающую среду в государствах-членах.

Регламент 1210/90 по существу ввёл общую для Сообщества систему мониторинга окружающей среды и учредил информационный инструмент экологической политики ЕС – Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС). Европейское агентство по окружающей среде является учреждением Европейского Сообщества, Регламент 1210/90 выступает в качестве его устава. ЕАОС выполняет очень важную, уникальную работу по сбору и анализу информации о состоянии окружающей среды на континенте. Не случайно создание ЕАОС приветствовалось в Парижской хартии для новой Европы, подписанной государствами-участниками СБСЕ в ноябре 1990 года. «Де-факто» Агентство начало функционировать только с декабря 1993 года, штаб-квартира была определена в г. Копенгаген. Как следует из статьи 20 Регламента, в ближайшем будущем на Агентство планируется возложить важные функции по проведению политики ЕС в отношении окружающей среды – участие в контроле за имплементацией экологического законодательства Союза, разработки стандартов системы «эко-лейбл», учреждённой Регламентом 880/92 от 23 марта 1992 г., а также совершенствование критериев оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренных Директивой 85/337/ЕЭС. Статья 19 Регламента 1210/90 указывает, что в работе Европейского агентства по окружающей среде могут участвовать не только государства-члены, но и другие государства, разделяющие подход Сообщества и государств-членов к задачам Агентства, в том числе, возможно, и Российская Федерация.

Вообще, Европейский Союз сегодня готов к широкому сотрудничеству с нашей страной по различным проблемам экологии. Представляется, что подобное сотрудничество России и Европейского Союза в области окружающей среды может быть перспективным и плодотворным, направленным на предотвращение экологической катастрофы в регионе. Это подчёркивается сегодня в концепции «Северного Измерения» и Коллективной стратегии Европейского Союза по отношению к России, принятой на заседании Европейского Совета 3–4 июня 1999 года. Экология не знает границ. Охрана окружающей среды в Европе должна стать совместным делом всей европейской цивилизации.



[1] Соответствие номеров статей прежней и действующей редакций договора, учреждающего ЕС см. Приложение данного издания.

 

 
 

 

rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

 электронный адрес - info@eulaw.edu.ru
 все права защищены (с) 2000-2008