История создания кафедры Интеграционного и европейского права

В 1991 г. Министерство образования России и Министерство науки и образования Нидерландов подписали соглашение о сотрудничестве в области Высшего образования, в частности, в области права. Партнером в сфере развития торгового и коммерческого права был избран крупнейший юридический вуз на территории бывшего Советского Союза — Московская государственная юридическая академия.

С голландской стороны было создано бюро “КРОСС”, координирующее эту деятельность. Реализовывался проект Нидерландским Центром Международного правового сотрудничества, расположенным в г. Лейдене. В правление этой неправительственной организации входят Министерство юстиции, МИД, все юридические факультеты университетов Голландии, специализированные научно-исследовательские институты.

Большую ценность имеет то, что сформировавшаяся гибкая структура руководства проектом и большое внимание к нему со стороны ректора МГЮА члена-корреспондента Российской академии наук О.Е. Кутафина, позволили оперативно направлять достаточно скромные средства в наиболее эффективных направлениях.

Так, программа способствовала развитию и укреплению кафедры предпринимательского права и кафедры финансового права МГЮА.

Однако в 1994 г. ректор Академии О.Е. Кутафин предложил, а голландская сторона признала это рациональным — сконцентрировать усилия на внедрении в Академии принципиально нового для России предмета — Права Европейского Союза.

С этой целью была совместно разработана четкая программа, которая включала:

Ознакомление российских руководителей программы с постановкой обучения праву ЕС в лучших университетах Европы.

Подготовку посредством стажировок в вузах Голландии и Бельгии молодых преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся различными областями права Европейского Союза. Через такую подготовку прошло 12 тщательно подобранных специалистов.

Большинство из них продолжили подготовку в аспирантуре и несколько уже защитили диссертации.

Эти молодые исследователи стали вести научную работу по различным вопросам Права ЕС, превращаясь постепенно в уникальных экспертов.

Они получили задания по разработке учебных курсов, циклов лекций и разделов в учебные пособия.

Одновременно шла напряженная работа по подготовке полноценной учебной программы по предмету “Право Европейского Союза”. При этом учитывались реальные возможности учебного процесса, отличие подхода к праву ЕС в России от подхода к нему в странах-членах ЕС. Была поставлена цель: соблюсти научную объективность и сохранить особенные черты Права ЕС, чтобы не превратить этот предмет в некое подобие “Советского” международного или “Российской школы Европейского Права”, не выхолостить его суть и специфический европейский дух. При этом право ЕС, однако, нельзя просто механически, без соответствующей адаптации перенести на Российскую почву.

Вот почему была столь необходима полная современная научная информация по этому предмету. МГЮА стал первым Российским вузом, получившим постоянно обновляемую компьютерную базу данных по праву ЕС “Селекс”.

Академия получила на 14 тысяч долларов компьютерной техники, с которой была присоединена и подключена в единую сеть имевшаяся собственная техника. Ректор МГЮА выделил помещение и ставки для специалистов-компьютерщиков в Академии. Начал эффективно работать информационный центр по праву ЕС.

С самого начала совместной работы голландские и бельгийские партнеры подбирали и направляли нам самую необходимую и ценную литературу, что стало основой специализированной библиотеки кафедры права Европейского Союза. Этой библиотекой пользуются преподаватели и студенты Академии, коллеги из других организаций.

В 1996-97 году специалистами МГЮА было написано и при финансовой поддержке бюро “КРОСС” опубликовано первое учебное пособие “Основы права ЕС” объемом 23 авторских листа. В результате были созданы основные условия для начала преподавания права ЕС в МГЮА.

Через 17 лет кафедра Права ЕС переименована в Кафедру интеграционного и европейского права. Переименование подтверждает значительные заслуги в изучении и систематизации права интеграционных образований и должным образом показывает дальновидность руководства МГЮА в предоставлении актуальных учебных материалов студентам.