Общая стратегия ЕС в отношении России. Олег Емельяненко

Емельяненко Олег, ДО ПМЮИ

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

С вступлением в силу 1 мая 1999 года Амстердамского договора ЕС впервые располагает новым инструментом для целостной и всеобъемлющей политики, в равной степени связывающей государства-члены и сообщество и включающей в себя все правомерные средства совместной деятельности. Речь идет об Общей стратегии – инструменте, созданным в статье 13 Договора о Европейском Союзе. На Европейском совете в Кельне 3 – 4 июня 1999 года главы государств и правительств, приняв Общую стратегию ЕС в отношении России, впервые опирались на этот существенный для укрепления Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) инструмент для определения долгосрочной совместной концепции отношения Европейского Союза и его членов к России. Отношения между ЕС и Россией, которые после расширения ЕС на Восток станут еще в большей степени, нежели ранее, непосредственными соседями, имеют ключевое значение для судьбы всего континента. Жизненно важный интерес ЕС в стабильном развитии России с рыночной экономикой требует от ЕС проведения в еЈ отношении целостной и всеобъемлющей политики. Достижению этой главной цели и служит Общая стратегия, обязывающая государства –члены ЕС к проведению единой политики в отношении России. Тем самым ЕС пытается отойти от конкурентного способа мышления при выстраивании двусторонних отношений с Россией, до сих пор имеющего место в некоторых государственных канцеляриях европейских столиц. Вместо этого государства-члены ЕС в новой стратегии в отношении России обязались сообща развивать “стратегическое партнерство” с Россией, применяя как двусторонние инструменты, так и программы и средства всего сообщества.

Существенное новшество в области политики интеграции состоит в том, что впервые становится возможным в соответствии со статьями 13 и 23 Договора о ЕС в рамках до сих пор чисто межправительственной и отсюда базирующейся на принципе единогласия ОВПБ перейти при осуществлении Общей стратегии к принятию решений квалифицированным большинством. С другой стороны по правилам Договора о ЕС сама Общая стратегия должна быть утверждена единогласно Европейским советом. Переход к принятию решений на основании принципа квалифицированного большинства по проблемам ОВПБ тем не менее может ограничиваться в соответствии с Амстердамским договором в том случае, если одно из государств – членов ЕС ссылается на существенные национальные интересы.

В процессе обсуждения Общей стратегии в отношении России особо спорным оказался вопрос, несколько детально в этом документе должны быть сформулированы шаги по реализации, чтобы, опираясь на них можно было перейти к решениям по принципу квалифицированного большинства. Некоторые государства – члены ЕС поначалу настаивали на конкретном определении в Общей стратегии региональной и функциональной специфики предусмотренных к реализации мероприятий в области ОВПБ. Однако, учитывая вероятность кризисов в РФ и их малую предсказуемость, детальное изложение шагов по реализации вряд ли целесообразно в отношении нашей страны. Прежде всего, должна быть соблюдена значительная степень гибкости для совместных действий на основе Общей стратегии.

Европейский совет, учитывая ожидавшееся вступление в силу Амстердамского договора в первом полугодии 1999 года, на своем заседании в Вене 11–12 декабря 1998 года поручил Совету разработать Общую стратегию сначала в отношении России, Украины и стран Средиземноморского региона. Основанием и ядром двусторонних отношений остается вступившее в силу соглашение о дружбе и сотрудничестве, с помощью которого ЕС стремится к интеграции России в европейское пространство взаимопомощи и к созданию предпосылок для будущей зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Общая стратегия предусматривает поначалу только четырехлетний срок действия. Во всяком случае, видение стратегии, ее основные цели и сферы действия показывают, что она должна базироваться на долгосрочной, последовательно направленной на развитие общей концепции стратегического партнерства с Россией деятельности ЕС.

Общая стратегия определяет четыре основные цели политики ЕС в отношении России:

  1. укрепление демократии, правового государства, и государственных институтов;
  2. вовлечение России в общеевропейское экономическое и социальное пространство, включая более интенсивную поддержку усилий России по выполнению условий для вступления в ВТО;
  3. сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и во всем мире, а также более эффективное и оперативное оформление политического диалога;
  4. совместное разрешение проблем на европейском континенте, в особенности охрана энергетических ресурсов, защита окружающей среды, а также борьба с организованной преступностью.

В соответствии с этими целями должны быть задействованы следующие инициативы Европейского Совета:

  1. ЕС обсуждает создание постоянного механизма для политического диалога и диалога в области политики безопасности между Россией и ЕС. Его цель: разработка совместно с Россией внешнеполитических инициатив в отношении третьих стран и регионов, а также предупреждение конфликтов и преодоление кризисов в особенности с приграничными с Россией областями, а также на Балканах и на Ближнем Востоке.
  2. ЕС проверяет организацию диалога по экономическим вопросам о поддержке утвержденной МВФ экономической программы по созданию рыночного хозяйства. Тем самым ЕС улучшил бы свои возможности по консультированию российского правительства в дополнение к силам международных финансовых институтов.
  3. ЕС готов интенсивно поддерживать вступление России в ВТО, а также развивать отношения по вопросам, связанным с инвестициями в отечественную экономику.
  4. ЕС предлагает план совместных действий с Россией по борьбе с организованной преступностью, включая коррупцию, отмывание денег, торговлю наркотиками и людьми, а также нелегальную иммиграцию. Для достижения данной цели необходимо развивать тесное сотрудничество между Европолом и соответствующими российскими правоохранительными ведомствами.
  5. ЕС стремится к развитию программ партнерства с российскими институтами регионального и локального уровня, а также между профсоюзами, институтами, неправительственными организациями и СМИ.
  6. ЕС стремится к развитию программ обмена студентов и молодых ученых.
  7. ЕС и его государства-члены хотят четче координировать и воплощать стратегию по поддержке России в развитии системы здравоохранения и социальной защиты.
  8. ЕС усилит международное и региональное сотрудничество с Россией. Для этого совет и комиссия должны активизировать свои усилия для проведения совместных конференций на уровне глав государств и министров иностранных дел как между государствами-членами и Россией, так между ними и третьими странами.

Для достижения этих целей были даны подробные определения необходимых для применения средств и инструментов ЕС и его членов. Каждая страна, председательствующая в ЕС, будет разрабатывать свой рабочий план по претворению стратегии в жизнь, и он будет непосредственно согласован с Россией. Кроме того, ЕС приглашает страны-кандидаты принять участие в акциях в рамках стратегии.

Существенным новшеством стратегии является задание государствам-членам предпринять дополнительные усилия по координации их мероприятий в региональных и международных организациях, где они непосредственно участвуют. В этот процесс вовлечено также сообщество, то есть комиссия в сферах своей компетенции. Это означает, что когда идет речь о программах и проектах для России, от государств-членов ЕС требуется по возможности благожелательной позиции по отношению к ней, например, в МВФ или Всемирном банке.

Общая стратегия ЕС является важным указующим моментом для ориентированного на тесное осуществление совместно с Россией процесса по долгосрочному и последовательному выстраиванию их отношений, которому обе стороны приписывают стратегическое значение для развития всего континента. Общая стратегия нуждается в последовательной реализации и контроле, для чего предусмотрены регулярные отчеты Комиссии и Совета на Европейском Совете. Полнота еЈ действенности должна показать себя только в реализации. На основании этого нужно будет сделать вывод о том, действительно ли стратегия приводит к всеобъемлющей политике ЕС в отношении России и тем самым- к большей эффективности ОВПБ.

Российское министерство иностранных дел, привлекая другие министерства и академические институты, разработало долгосрочную концепцию отношений России и ЕС и намерено при этом по возможности широко учитывать Общую стратегию ЕС.

Тем самым появляется возможность синхронизировать реализацию обеих стратегий. Если Россия характеризует ЕС как “стратегического партнера приоритетного значения”, то из этого наверняка можно сделать вывод о стремлении русской внешней политики создать в соответствии с концепцией “мультиполярного мира” противовес политики Соединенных Штатов, которая оценивается как ориентированная на однозначное доминирование во всем мире.

Успешность стратегии в отношении России сыграет также свою роль в том, будет ли реализована — и если да, то в какой степени – интеграционно -политическая ценность нового инструмента и покажет ЕС и России возможные пути дальнейшего сотрудничества.