Шенгенские соглашения. Авдеева Марина

Марина Авдеева (ПМЮИ, ДО)

Шенгенские соглашения

Исторически сложилось так, что для сохранения своего суверенитета и государственной целостности государство должно было иметь крепкие границы, но это не всегда способствовало экономическому, политическому, культурному и иному сотрудничеству. Часто государства оказывались отрезанными от внешнего мира, но необходимость в общении и взаимной поддержке заставляла их идти на компромисс. Во второй половине XX века под влиянием интеграционных процессов в различных направлениях более актуальным стал вопрос о расширении сотрудничества государств. Для реализации этой задачи государства, в частности, стали “открывать” границы, сначала этот процесс носил “осторожный” характер, но в дальнейшем приобретал все больший вес и открывал широкие перспективы. Внутренние границы открываются, а внешние, наоборот, делаются прочнее. Ставилась задачи заложить основы для более тесного союза европейских народов и добиться прекращения раздробленности европейского континента, данное положение и было заложено в преамбуле Договора о Европейском союзе.

1. Шенгенское соглашение 1985 г.

14 июня 1985 г. в замке Шенген , что на реке Мозель (Люксембург), государственные секретари от имени правительств пяти из десяти тогдашних государств Европейских сообществ скрепили своими подписями Соглашение “О постепенной отмене проверок на внутренних границах”. Особенность данного Соглашения заключается в том ,что большинство его положений являются “нормами-задачами”(“будут стремиться”, “прилагать усилия” и др.) Осуществление данных задач возлагалось на правительства и другие органы исполнительной власти государств-участников. Данный документ впервые показал намерения государств-участников вести дело к полному открытию границ и предусмотрел программу мер по реализации поставленной цели. Эти пять государств: Бельгия , Германия , Франция , Люксембург, Нидерланды.

2. Шенгенская конвенция 1990 г.

19 июня 1990 г. представители тех же пяти государств, снова в Шенгене , заключили новый договор. Данный договор имел межгосударственный характер и в отличие от своего предшественника был более обширен и детален.

Многие считают , что сбылась мечта убежденных европейцев, или, по крайней мере, они уже смогли почувствовать, что значительно приблизились к осуществлению своей мечты- Европа без границ. “Шенгения”- это своего рода синоним объединения тех стран, которые в середине 80 годов договорились, в принципе, об отмене границ внутри Европы или, по меньшей мере, между своими странами. Между этими странами люди должны иметь возможность передвигаться свободно. В маленьком люксембургском городке Шенген, что на Мозеле, Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Германия подписали 14 июня 1985года соглашения о полной отмене любого персонального контроля на своих границах. Позднее к ним присоединились также Италия, Испания, Греция и Португалия.

Однако вступления соглашения в силу постоянно откладывалось, поскольку существовали не только технические проблемы. Некоторые политики опасались, что открытие границ исключит возможность контроля за въездом в эти страны нелегальных переселенцев и криминальных элементов. Мнения разделились. Те политики, которые годами добивались открытия границ, кроме прочего тешили себя надеждой, что с исчезновением границ, исчезнет опасность и новой войны между объединившимися государствами. Многие простые граждане тоже высказывали свое удовлетворение. Им давно уже казалось нелепым, что в то время, когда так много говорится о единой Европе, когда правительства стараются по возможности большее количество вопросов решать вместе, все

еще сохраняются государственные границы. И хотя уже долгие годы на границах многих европейских государств пограничный контроль носит чисто символический характер, а в некоторых местах и вовсе отсутствует, тем не менее до недавнего времени рекомендовалось оформить необходимые документы, прежде чем отправиться заграницу.

Другие же, напротив, рисовали мрачные картины Европы, по которой беспрепятственно и бесконтрольно передвигаются преступники и, пользуясь отсутствием границ, разворачивают свое преступное международное сотрудничество. Их не успокаивали те многочисленные инструменты, которые авторы заложили в Шенгенское соглашение, чтобы Шенген не привел к ухудшению криминогенной обстановки. Соглашение включает в себя целый комплекс таких инструментов. Основная идея заключается в том, что в будущем контроль переносится на внешние границы Шенгенской группы. Это значит, что если, к примеру, человек приезжает или прилетает из Польши в Германию, он проходит контроль однажды, а именно на Германской границе. Соответствующие службы Франции и Нидерландов должны надеяться на то, что строгость этого контроля соответствует их требованиям. После пересечения германской границы никакого последующего контроля в принципе не требуется. Чтобы эта система функционировала, полицейские службы стран- членов, Шенгенской группы, должны эффективно взаимодействовать, обмениваться информацией и оказывать друг другу помощь в преследовании преступников и открывает новые широкие возможности. При пересечении подозреваемым границы полиция должна иметь право преследовать его и на территории другого государства. В чрезвычайных обстоятельствах подобное преследование может осуществляться и без предварительного согласия заинтересованного государства. А чтобы пограничники каждой из этих стран имели всегда информацию о лицах, попавших в полицейские досье, в других странах Шенгенской группы, была создана Шенгенская Информационная система (SIS). В Страсбурге установлен гигантский компьютер, собирающий данные из отдельных стран и передающий на терминалы в другие страны. В нем уже собраны данные на несколько миллионов человек. Информация об “опасных” иностранцах через компьютерные сети Шенгенской информационной системы в виде специальных запросов поступает на пропускные пункты и пограничные терминалы всех сторон Конвенции. Наличие подобного запроса считается основанием для отказа в предоставлении права на въезд. Тем самым в рамках Шенгенской зоны создается единое информационное пространство, включающее данные о людях и предметах, которые представляют интерес для правоохранительных органов. Объектами данных могут быть также иностранные лица, в отношении которых одно из государств Конвенции направляет “информационный запрос в целях недопус-ка”(ст.96). Эти данные становятся доступными по компьютерным сетям дипломатическим и консульским представительствам всех стран-участниц (ст. 101 ). Данная информационная система на практике оказалась очень эффективным инструментом для помощи в борьбе с преступностью. В первый месяц работы результативность полицейских расследований в ряде областей увеличилась примерно на 30%. Эксперты по вопросам безопасности считают, что сейчас шансы задержать преступников значительно выше, чем при закрытых границах. Во Франкфуртском аэропорту это мнение получило свое подтверждение. Первый успех последовал в течение первого же часа после включения компьютера. При проверке паспорта одного из австралийских пассажиров компьютер показал, что его владелец разыскивается французской полицией. Без общей системы он бы беспрепятственно прошёл контроль.

Но получение , сбор и хранение информации о частных лицах может подвергнуть опасности основные права человека и гражданина- право на охрану тайны частной жизни, поэтому в Шенгенскую конвенцию включен специальный раздел 6 “ Защита данных личного характера”.

Итак, что же видят теперь граждане “прочих стран” при въезде в Шенгенское пространство? В аэропортах и на некоторых пропускных пунктах появились новые указатели-

“для еврограждан” и “для нееврограждан”, и все могут заметить, что очередь “для неев-рограждан” движется значительно медленнее. Граждане “неевро” -стран воспринимают это порой, как дискриминацию. Так, в конце марта на польско-германской границе некоторые из этих людей отказались признавать себя неевропейцами. “Мы не люди второго сорта”, — заявили они.

Многие критики говорили о новом разделении Европы, а правозащитники, в том числе и в Германии, -о разделе Европы на два класса. Они заявили, что политики думали не об отмене границ, а просто хотели герметично закрыться изнутри от беженцев и переселенцев. Беженцы и другие лица представляют большую проблему. Данные лица , направляют соответствующее ходатайство в разные ее государства и определить, которое из них будет нести ответственность за рассмотрение ходатайства сложно.

Впрочем, все это эмоции. А по сути становится ясно, что образование “Шенгении” не означает открытия внешних границ, на которых контроль, и это вполне естественно, усиливается. Открытыми становятся внутренние границы, причем не только для граждан стран Шенгенской группы, но и для приезжающих извне, как только они пересекают в первый раз внешнюю границу.

Укрепление внешних границ — вынужденная мера , продиктованная стремлением обеспечить поддержание мира, законности и правопорядка на всем Шенгенском пространстве , содействовать эффективной борьбе с международной преступностью.

Что же касается остальных стран- членов Европейского Союза, они пока присматриваются ко всем этим новшествам, и некоторые, например, Великобритания, не торопятся вступать в “Шенгенский клуб”. Хотя Великобритания вступила в Европейские сообщества , и в прошлом , и сейчас она занимает весьма осторожную позицию в отношении дальнейших шагов интеграции. Среди населения сильны позиции так называемьк “евроскеп-тиков”; немало британцев выступают за выход из Европейского союза. Необходимо отметить , при этой ситуации количество желающих вступить в Европейский союз не только не уменьшилось , но их с каждым годом становится все больше. Покажется ли им опыт государств — участников Шенгенских соглашений убедительным?.. На этот вопрос ответит время.