Электронная цифровая подпись в ЕС (правовые аспекты). Ефремкина О.В.

Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 1237–1238.

Электронная цифровая подпись в ЕС (правовой аспект)

Электронная подпись – это данные в электронном формате, которые прилагаются к другим электронным данным или логически ассоциируются с ними и служат в качестве метода установления аутентичности[i].

Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе[ii].

Повсюду в мире все шире используется электронная цифровая подпись, в особенности в банковской системе. Отсутствие правового регулирования порядка и последствий применения электронно-цифровой подписи на государственном уровне долгое время затрудняло ее использование.

В 1973 г. 239 банков стран Европы и Северной Америки учредили Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций[iii] с целью создания международной сети для передачи данных между финансовыми организациями. Сегодня S.W.I.F.T. является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций, обеспечивающих оперативную, безопасную и надежную передачу финансовых сообщений по всему миру. Пользователями этой системы являются крупнейшие финансовые институты из 177 стран мира.

Сравнительно до недавнего времени отсутствовало должное правовое регулирование отношений, возникающих в момент создания электронной цифровой подписи и их последствий на государственном уровне. Особая важность правового регулирования этой проблемы обусловлена тем, что сегодня, в эпоху глобальной информатизации, сложно решать какие-либо вопросы без современных средств подписания документов, законным образом оформляющих заключение сделок.

С 1996 г. начались работы по созданию Типового закона об электронной подписи в специально созданной рабочей группе в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL). В феврале 2000 г. был представлен проект Типового закона[iv], вызвавший, впрочем, неоднозначную реакцию в деловых кругах. Документ представляет собой, скорее, набор основных принципов регулирования электронной подписи и должен рассматриваться как минимальный стандарт для регулирования сделок и сообщений, передаваемых электронным путем. Новейшее законодательство об электронной подписи, принятое в Европейском Союзе, США, Японии и некоторых других странах, идет значительно дальше по сравнению с проектом Типового закона UNCITRAL.

Европейский Союз, как и некоторые наиболее развитые страны мира, понимая важность проблемы законодательного регулирования электронной цифровой подписи, рассмотрел вопрос о регулировании отношений, возникающих при заключении различных сделок в электронном виде. В декабре 1999 г. Европейский парламент совместно с Советом приняли Директиву о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе[v] нормы которой подлежали имплементации в национальное законодательство до июля 2001 г.

Этот институт призван устранить существенные барьеры на пути широкого использования электронных средств коммуникации и электронной торговли.

Быстрое технологическое развитие и глобальный характер сети Интернет являются основаниями для идеологии открытости к различным технологиям и услугам, относящимся к установлению соответствия данных оригиналу, в том числе и при помощи электронных средств. Электронные подписи получают самое широкое распространение в различных областях деятельности человека, что неизбежно приводит к развитию новых услуг и продуктов, прямо или косвенно связанных с ними. Определение таких продуктов и услуг не может сводиться лишь к предоставлению сертификатов и работе с ними. Оно неизбежно затрагивает регистрационные услуги, отметку времени, инструктивные услуги, услуги, связанные с применением компьютерной техники и т.п.

Распространение таких институтов как электронная подпись, электронная торговля (коммерция), электронные деньги и т.п. позволяет расширить рынок и работать с зарубежными клиентами, что ведет к росту конкурентоспособности и открывает для потребителей и бизнесменов новые перспективы безопасного обмена информацией и торговли независимо от границ. В связи с тем, что значительное число сделок, совершаемых посредством сети Интернет содержат «иностранный» элемент, возникает проблема применимого права.

Целью Директивы – способствовать использованию электронных подписей и внести вклад в дело их юридического признания.

В нашей стране основополагающим документом стал Федеральный закон, целью которого является «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе»[vi].

 

———————————————————————————

[i] [i] Directive No 1999/93/CE of 13 December 1999 // OJ 2000 L 13.

[ii] ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г. № 1-ФЗ.

[iii] Society for Worldwide Inerbank Financial Telecommunication – S.W.I.F.T.

[iv] Draft Uniform Rules on Electronic Signatures // United Nations Commission on International Trade Law. Working Group on Electronic Commerce. Thirty-sixth session. New York, 14-25 February 2000.

[v] Directive No 1999/93/CE of 13 December 1999 // OJ 2000 L 13.

[vi] ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г. № 1-ФЗ.

к.ю.н., доц. Ефремкина О.В.