Европейская Социальная Хартия. Юлия Маркина

Юлия Маркина, МГЮА МВФ

Европейская Социальная Хартия

Государства-члены Совета Европы считают, что гражданские и политические права и права социальные и экономические находятся во взаимной зависимости и образуют неделимую совокупность принципов, которыми должны руководствоваться европейские демократические государства.

Европейская Конвенция по защите прав человека, гарантирующая защиту гражданских и политических прав, была дополнена Европейской Социальной Хартией – европейским договором, подписанным в 1961 году в Турине и пересмотренным в Страсбурге в 1996 году. Последние изменения, внесенные в текст Хартии, отражают стремление превратить ее в своего рода образец для будущего европейского законодательства, в том числе и законодательства стран Евросоюза.

Эта Хартия но сути является аналогом Европейской конвенции по защите прав человека, но только в экономической и социальной области.

В 1996 году Хартия претерпела изменения, в нее были включены новые права, продиктованные изменением жизни: право работников с семейными обязанностями на равные возможности и одинаковый подход; право на защиту претензий работников в случае финансовой несостоятельности работодателя; право на защиту от сексуальных домогательств и от преследований; право на защиту от бедности и деклассирования и т.д.

Хартия и Дополнительные протоколы к ней от 1988 года гарантируют ряд основных прав, которые можно разделить на две категории: условия труда и социальное обеспечение.

Каждое государство-участник может взять на себя обязательство гарантировать только некоторые из этих прав, но при этом существует минимальное количество прав, которое государство должно гарантировать, а именно:

  • право на труд;
  • право на организацию;
  • право детей и молодежи на защиту;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на социальную и медицинскую помощь;
  • право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи;
  • право работников мигрантов и их семей на защиту и помощь;
  • право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

Как сказано в Хартии, каждая сторона обязуется считать себя связанной, по крайней мере, шестью из вышеперечисленных статей, то есть устанавливается минимальное количество прав, которое государство должно гарантировать.

Но государство может также связать себя дополнительными статьями, но при условии, что общее число статей и параграфов, с которыми Сторона считает себя связанной, не может быть меньше 16 и 63.

Обязательство соблюдать закрепленные права возникает у государства лишь только после ратификации, а подписание Хартии не возлагает таких обязательств. Государство (представители государства) подписавшее хартию получает возможность участвовать в работе Межправительственной комиссии экспертов, что позволяет в деталях изучить опыт применения Хартии странами-участницами и ее толкование контрольным органом – Комитетом независимых экспертов.

Хартия перечисляет то, что во многих странах уже закреплено в законодательстве, и особенность Хартии состоит именно в легализации международного контроля в этой области.

Соблюдение положений Хартии контролируется с помощью системы регулярных докладов государств по исполнению Хартии, которые рассматриваются специальным комитетом независимых экспертов.

Сначала Комитет анализирует доклады государств и оценивает соответствие национального законодательства и практики применения Хартии. В случае необходимости представитель МОТ, который участвует в работе Комитета как наблюдатель, имеет право запрашивать необходимую информацию у государств.

После этого доклад страны и заключение Комитета направляется в Правительственный комитет, где готовят решение для Комитета Министров. Последний принимает окончательное решение, включая рекомендации конкретным странам.

Кроме того, Хартия определяет механизм, с помощью которого организации, представляющие интересы наемных работников, могут подавать в Комитет независимых экспертов Совета Европы коллективные жалобы на невыполнение государствами обязательств по документу.

Этим правом пользуются национальные профсоюзные объединения и организации работодателей и международные НПО, имеющие консультативный статус. В отличии от Европейской конвенции по правам человека здесь не содержится требования обязательного исчерпания национальных средств защиты, нет такого условия, что жалобу можно подавать только в случае нарушения ее собственных прав. Здесь также нет срока давности для подачи жалобы.

Россия, выполняя обязательства, связанные со вступлением в Совет Европы, подписала 14 сентября 2000г. Европейскую Социальную Хартию (пересмотренную) от 3 мая 1996г. Сейчас идет работа по подготовке Хартии к ратификации, что предполагает анализ сопоставимости российского законодательства и правоприменительной практики в социальной сфере с нормами Хартии, сближение российского законодательства с европейскими стандартами и улучшение социальной защиты населения России.