Общая внешняя политика и политика безопасности. Четвериков А.О.

Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 713.

ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) — система мероприятий, проводимых Европейским Союзом по отношению к странам, не входящим в его состав, на основании специального раздела учредительного договора (раздел V Договора о Европейском Союзе “Положения об общей внешней политике и политике безопасности”).

Предметом ОВПБ являются, прежде всего, вопросы обеспечения мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов. Вопросы социально-экономического сотрудничества с зарубежными странами находятся в компетенции Европейского сообщества, предусмотренной Договором об учреждении ЕС 1957 г. (см.: Европейский Союз).

В рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейский Союз:

устанавливает принципы и общие ориентиры ОВПБ, которым должны следовать все государства-члены и институты Союза;

принимает общие стратегии — программные документы, в которых фиксируются приоритетные направления политики Союза по отношению к отдельным странам и географическим регионам (например, общая стратегия 1999 г. по отношению к России);

разрабатывает общие позиции, определяющие подход Союза к конкретным внешнеполитическим проблемам;

утверждает общие акции, на основании которых выполняются оперативные действия на международной арене (назначение специальных представителей за рубежом, посылка наблюдателей на выборы, введение политических санкций против “третьих стран” и др.);

издает решения, в том числе по организационным вопросам (например, решение “Об учреждении Военного комитета Европейского Союза”);

может заключать международные соглашения с иностранными государствами.

Официальным представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности является государство-член, председательствующее в Совете (Председатель Совета Европейского Союза), от имени которого обычно выступают его глава правительства и министр иностранных дел (см.: Институты Европейского Союза).

С 1999 г. в Европейском Союзе имеется должность постоянного представителя по внешнеполитическим вопросам. Эта должность совмещается с постом Генерального секретаря Совета: Генеральный секретарь Совета Европейского Союза — Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. Х. Солана).

На важнейших международных встречах Европейский Союз представляет так называемая “тройка” в составе руководителя государства-председателя Совета, Генерального секретаря — Высокого представителя и Председателя Европейской комиссии.

Составной частью общей внешней политики и политики безопасности Союза является Европейская политика в сфере обороны и безопасности (ЕПОБ) — комплекс мероприятий Европейского Союза в военной сфере.

Стратегической целью ЕПОБ выступает создание в перспективе общих оборонных структур Союза. В настоящее время ЕПОБ концентрируется на подготовке к учреждению Сил быстрого реагирования (СБР) Европейского Союза, которые будут осуществлять миротворческие операции в Европе и, возможно, в других регионах планеты.

Создание СБР запланировано на 2003 г. Предполагаемая численность этого воинского контингента — 50-100 тыс. человек. Личный состав СБР будет комплектоваться из военнослужащих государств-членов и государств-кандидатов в члены Европейского Союза (см.: Европейский Союз).

Для руководства Силами быстрого реагирования в структуре Совета Европейского Союза (см.: Институты Европейского Союза) в 2001 г. учреждены специальные органы: Комитет по вопросам политики безопасности, Военный комитет и Военный штаб Европейского Союза.

Литература

Основы права Европейского Союза / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Белые альвы, 1997.

Право Европейского Союза: документы и комментарии / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Терра, 1999.

к.ю.н., доц. Четвериков А.О.