Европейская система центральных банков: компоненты и функции. Е.А. Чегринец

Чегринец Е.А.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ:
КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ

Начиная с 1999 года одиннадцать государств-членов ЕС начали свой переход на третий этап Экономического и Валютного Союза (ЭВС) в рамках Европейского Союза. Создание ЭВС предполагает не только тесную координацию и, до определенной степени, гармонизацию бюджетных и экономических политик государств-членов, но и введение единой денежной единицы – евро, а также определение и осуществление единой денежной политики таких государств-членов. Не случайно многие ученые считают ЭВС «самой высокой ступенью экономической интеграции».[1] На этой ступени интеграции государства-члены ЕС передают органам Европейского Сообщества свою компетенцию в одних из самых чувствительных вопросах – в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и в вопросах осуществления денежной политики. Такая передача национальной компетенции и, вызванное этим ограничение национального суверенитета государств-членов в таких областях, приводит к принципиальному изменению роли и полномочий ЕС. Кроме того, процесс такой передачи национальной компетенции государств-членов приводит к тому, что они de facto лишаются своей компетенции по осуществлению денежной и эмиссионной политик, которая закреплена в конституциях практически всех государств-членов ЕС.

Как это широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества[2] является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ),[3] которая появилась в соответствии со Ст. 8 Договора. Ниже мы рассмотрим, что же представляет из себя ЕСЦБ и каким образом она функционирует.

В соответствии со Ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями Ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка[4], гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков».[5] Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ. Одна из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических лиц (центральных банков), управляемой общими целями, задачами и правилами.[6] Близок к ней и Доминик Серве, который считает, что слово «Система» в понятии Европейская Система Центральный Банков должно пониматься «не как обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ и национальные центральные банки в качестве составных частей некоего образования, которое управляется собранием целей, задач и правил».[7] Серве поясняет, что с его точки зрения такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации, которыми он наделяет ЕСЦБ. Происходит это за счет того, что в такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется децентрализация операций, которые осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными центральными банками.

Пейса и Вехмас пишут о том, что «концепцией ЕСЦБ является концепция единой общности, состоящей из ЕЦБ и национальный центральных банков и направленной на осуществление поставленных перед ней целей и задач».[8] Авторитетный комментарий к Договору о Европейском Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»[9]

Таким образом, мы видим, что большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. На мой взгляд, мы можем говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это дало возможность некоторым ученым говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы».[10] При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС. Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС».[11] Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ – единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

Какова же цель создания ЕСЦБ? Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее Ст. 2 Статута четко определяет эти цели. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в Ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в Ст. 4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций в соответствии с положениями Ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Как уже подчеркивалось выше, кроме общих целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между национальными центральными банками государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается Статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы. К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками. В качестве примера основных ориентиров, принятых Управляющим советом, мы можем привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ECB/1998/12).

Кроме того, в соответствии со Ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков.[12] В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРГ в 1997 г., Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Греция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

Статут ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях. Так в соответствии со Ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а Ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (Ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

В довершение картины отметим, что ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает из положений Ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со Ст. 226 Договора.[13]

Хотелось бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных Банков не существует и не может существовать. Соответственно цели и задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов. Тот же факт, что в соответствии со Ст. 8 Статута и Ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ – Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере de jure самих себя, а не свои национальные центральные банки.[14]

Выше нами был рассмотрен состав и функции ЕСЦБ, а также показана роль, которую играют в ЕСЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что не смотря на достаточную сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее.

[1] Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М.: Экономика, 1998. – С. 369.

[2] Далее Договор.

[3] Отметим, что Управляющий совет ЕЦБ принял решение в целях упрощения связей с общественностью использовать термин Евросистема для обозначения ЕСЦБ в части ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов без изъятий.

[4] Далее Статут. Статут находится в специальном Протоколе к Договору об учреждении Европейского Сообщества и является его составной частью.

[5] Stevens E. The Euro. // The Economic Commentary. Federal Reserve Bank of Cleveland. January 1, 1999. – C. 1.

[6] Основы права Европейского Союза, / Под ред. Кашкина С.Ю. М.: Белые Альвы, 1997. – С. 236.

[7] Servais D. A Single Financial Market. Brussels-Luxembourg: EUR-OP, 1995. – С. 90.

[8] Peisa P., Vehmas M. Act on the Bank of Finland made compatible with Stage Three of EMU. // Bank of Finland Bulletin, № 6 – 7, 1998. – С. 13.

[9] The Law of the European Community. A Commentary on the EC Treaty. / Под ред. Campbell D., Vol. 3. N.Y.: Matthew Bender, 1996. – С. 3-630.14

[10] Dowd K. European Monetary Reform: The Pitfalls Of Central Planning. // Foreign Policy Briefing. No. 28. Washington: Cato Institute, 1993. – С. 1.

[11] Маклаков В.В. Введение. // Конституции зарубежных государств. / Под ред. Маклакова В.В. М.: БЕК, 1997. – С. XV.

[12] Smits R. The European Central Bank: Institutional Aspects. // International and Comparative Law Quarterly. Vol. 45., 1996. – C. 332.

[13] The Law of the European Community. A Commentary on the EC Treaty. / Под ред. Campbell D., Vol. 3. N.Y.: Matthew Bender, 1996. – С. 3-630.14

[14] См., например, The Institutional Framework of the European System of Central Banks. // ECB Monthly Bulletin. July 1999. – C. 59.