АКТ ОБ ИЗБРАНИИ ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА ВСЕОБЩИМ ПРЯМЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ
(новая редакция)[1]
“Акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием” — источник права ЕС, устанавливающий общие принципы избирательной процедуры применительно к формированию представительного органа Европейского Союза. Данные принципы обязательны для всех государств-членов и конкретизируются в их национальных законах, которые каждая страна ЕС издает с целью проведения выборов европейских парламентариев на своей территории (в пределах установленной для нее квоты).
Акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием был утвержден в первоначальной редакции в 1976 г. (Решение Совета Европейских сообществ от 20 сентября 1976 г. № 76/787/ЕОУС, ЕЭС, Евратом). Однако сравнительно недавно, в 2002 г., документ был существенно откорректирован и дополнен новыми положениями (Решение Совета Европейского Союза от 25 июня и от 23 сентября 2002 г. № 2002/772/ЕС, Евратом).
Наиболее важные поправки касаются введения условия об организации выборов во всех государствах-членах по пропорциональной системе (параграф 1 статьи 1), установления максимальной величины заградительного пункта (ст. 3) и расширения круга “несовместимостей”, то есть тех должностей и постов, которые не разрешается занимать членам Европейского парламента (ст. 7). Впервые в истории Европейского Союза депутатам Европарламента запрещено совмещать свой мандат с членством в национальном парламентелюбого из государств-членов (временные исключения предусмотрены лишь для Великобритании и Ирландии). Подобный запрет, как ожидается, будет способствовать большему профессионализму в работе европейских парламентариев.
Помимо изменений по содержанию реформа 2002 г. установила новую нумерацию статейи приложений Акта, а также изменила его официальное наименование (в первоначальной редакции документ назывался “Акт об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием”).
Несмотря на свой прогрессивный характер, поправки 2002 г. не позволили достичь конечной цели, которая была зафиксирована еще в 1957 г. (ст. 138 Договора о ЕЭС, ныне параграф 4 ст. 190 Договора о ЕС) и реализации которой многие годы добивается сам Европарламент: ввести полностью единую избирательную процедуру для всех государств-членов. Неудачи этих попыток в немалой степени обусловлены сложным порядком, предусмотренным Договором о ЕС для принятия и пересмотра настоящего документа.
Проект Акта о всеобщих прямых выборах разрабатывает Европейский парламент, но утверждает его Совет Европейского Союза, причем единогласно. В отличие от других нормативных актов ЕС (регламентов, директив и т.д.) данный Акт, чтобы вступить в силу, нуждается в ратификации со стороны всех государств-членов, то есть не может быть пересмотрен без согласия правительства и национального парламента хотя бы одного из них.
Аналогичный порядок, по всей видимости, сохранится и после принятия Конституции Европейского Союза (ст. III-232 проекта Конституции).
Статья 1
1. Члены Европейского парламента избираются в каждом государстве-члене по пропорциональной системе: списочной либо системе единого передаваемого голоса[2].
2. Государства-члены могут разрешать преференциальное голосование по спискам в соответствии с порядком, который они установят[3].
3. Выборы осуществляются посредством всеобщего прямого, свободного и тайного голосования.
Статья 2
Исходя из своих национальных особенностей государства-члены могут создавать округа для выборов в Европейский парламент либо предусматривать иные избирательные подразделения, не нарушая в целом пропорционального характера избирательной системы[4].
Статья 3
Государства-члены могут предусматривать установление минимального порога для получения мест. Данный порог на национальном уровне не должен устанавливаться в размере, превышающем 5% поданных голосов[5].
Статья 4
Каждое государство-член может устанавливать потолок для расходов кандидатов на избирательную кампанию.
Статья 5
1. Пятилетний срок, на который избираются члены Европейского парламента, начинается с открытия первой сессии, проводимой после каждых выборов.
Он продлевается или сокращается в соответствии с положениями второго абзаца параграфа 2 статьи 11.
2. Мандат каждого члена Европейского парламента начинается и заканчивается одновременно со сроком, указанным в параграфе 1.
Статья 6
1. Члены Европейского парламента голосуют индивидуально и лично. Они не могут быть связаны инструкциями или получать императивный мандат.
2. Члены Европейского парламента пользуются привилегиями и иммунитетами, которые распространяются на них согласно Протоколу от 8 апреля 1965 г. о привилегиях и иммунитетах Европейских сообществ.
Статья 7
1. Членство в Европейском парламенте несовместимо со следующими должностями:
– член правительства государства-члена;
– член Комиссии Европейских сообществ;
– судья, генеральный адвокат или секретарь Суда Европейских сообществ или Трибунала первой инстанции;
– член Дирекции Европейского центрального банка;
– член Счетной палаты Европейских сообществ;
– Омбудсман Европейских сообществ;
– член Экономического и социального комитета Европейского экономического сообщества[6] и Европейского сообщества по атомной энергии[7];
– член комитетов или учреждений, созданных на основании или во исполнение договоров об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии для управления фондами Сообществ либо для выполнения постоянной и непосредственной задачи по административному руководству;
– член Административного совета, Руководящего комитета или работник Европейского инвестиционного банка;
– служащий или сотрудник, работающий в институтах Европейских сообществ, в созданных при них органах или учреждениях либо в Европейском центральном банке.
2. Начиная с выборов 2004 г. в Европейский парламент членство в нем несовместимо с членством в национальном парламенте.
В отступление от этого правила и без ущерба положениям параграфа 3:
– члены ирландского национального парламента, избранные в Европейский парламент в ходе последующих выборов, могут одновременно осуществлять оба мандата до ближайших выборов в ирландский национальный парламент, с момента которых применяется первый абзац настоящего параграфа;
– члены национального парламента Соединенного Королевства, также являющиеся членами Европейского парламента в течение пятилетнего срока, предшествующего выборам в Европейский парламент в 2004 г., могут одновременно осуществлять оба мандата до выборов 2009 г. в Европейский парламент, с момента которых применяется первый абзац настоящего параграфа.
3. Кроме того, каждое государство-член согласно условиям, предусмотренным в статье 8, может расширять круг несовместимостей, применяемых на национальном уровне.
4. Члены Европейского парламента, которые в течение пятилетнего срока, указанного в статье 3, подпадают под действие положений параграфов 1, 2 и 3, заменяются в соответствии с положениями статьи 13.
Статья 8
При соблюдении положений настоящего Акта избирательная процедура регулируется в каждом государстве-члене национальными положениями.
Эти национальные положения, которые могут, когда уместно, учитывать имеющиеся в государствах-членах особенности, не должны в целом нарушать пропорционального характера избирательной системы.
Статья 9
При выборах членов Европейского парламента никто не может голосовать более одного раза.
Статья 10
1. Выборы в Европейский парламент проходят в день и часы, устанавливаемые каждым государством-членом, причем для всех государств-членов этот день находится в рамках одного периода, начинающегося в четверг утром и заканчивающегося в непосредственно следующее за ним воскресенье.
2. Любое государство-член может официально обнародовать результаты своего голосования лишь после завершения голосования в том государстве-члене, где избиратели проголосуют последними в рамках периода, указанного в параграфе 1.
Статья 11
1. Период голосования определяется для первых выборов Советом, постановляющим единогласно после консультации с Европейским парламентом.
2. Дальнейшие выборы проходят в течение соответствующего периода последнего года пятилетнего срока, указанного в статье 5.
Если в Сообществе оказывается невозможным провести выборы в течение данного периода, то Совет, постановляя единогласно после консультации с Европейским парламентом, фиксирует, по меньшей мере, за год до окончания пятилетнего срока, указанного в статье 5, другой период голосования, который может иметь место не ранее двух месяцев до и не свыше одного месяца после периода, вытекающего из положений предыдущего абзаца.
3. Без ущерба положениям статьи 129 Договора об учреждении Европейского сообщества[8] и статьи 109 Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии Европейский парламент собирается без какого-либо созыва в первый вторник, который следует за истечением месячного срока после окончания периода голосования.
4. Европейский парламент, срок полномочий которого истек, прекращает исполнять свои функции с момента первого заседания нового Европейского парламента.
Статья 12
Европейский парламент проверяет полномочия членов Европейского парламента. С этой целью он принимает к сведению результаты выборов, официально объявленные государствами-членами, и выносит решения по спорам, которые могли бы быть при случае возбуждены на основании положений настоящего Акта, за исключением национальных положений, к которым он отсылает.
Статья 13
1. Место становится вакантным, когда мандат члена Европейского парламента утрачивает силу в случае его отставки, смерти или лишения мандата.
2. При соблюдении других положений настоящего Акта каждое государство-член устанавливает соответствующие процедуры для того, чтобы в случае, когда место становится вакантным, это место занималось на весь остаток пятилетнего срока, указанного в статье 5.
3. Когда законодательство государства-члена прямо предусматривает лишение мандата члена Европейского парламента, его мандат утрачивает силу во исполнение положений данного законодательства. Компетентные национальные органы информируют об этом Европейский парламент.
4. Когда место становится вакантным ввиду отставки или смерти, Председатель Европейского парламента безотлагательно информирует об этом компетентные органы заинтересованного государства-члена.
Статья 14
Если окажется необходимым принять меры во исполнение настоящего Акта, то Совет, постановляя единогласно по предложению Европейского парламента и после консультации с Комиссией, принимает эти меры, постаравшись сначала достичь соглашения с Европейским парламентом в рамках согласительной комиссии, объединяющей Совет и представителей Европейского парламента.
Статья 15
Настоящий Акт составлен на немецком, английском, датском, испанском, финском, французском, греческом, ирландском, итальянском, нидерландском, португальском и шведском языках, причем все тексты являются равно аутентичными[9].
Приложения I и II выступают составной частью настоящего Акта.
Статья 16
Положения настоящего Акта вступят в силу в первый день месяца, следующего за получением последнего из уведомлений, предусмотренных Решением[10].
Совершено в Брюсселе 20 сентября тысяча девятьсот семьдесят шестого года.
/Подписи представителей государств-членов/
Приложение I
Соединенное Королевство будет применять положения настоящего Акта только в отношении Соединенного Королевства[11].
Приложение II
Декларация к статье 15
Достигнута договоренность о том, что в отношении процедуры, подлежащей соблюдению в рамках согласительной комиссии, будут использоваться положения параграфов 5, 6 и 7 процедуры, установленной совместной декларацией Европейского парламента, Совета и Комиссии от 4 марта 1975 г.[12]
[1] Journal officiel des Communautés européennes L 278 du 8.10.1976, p. 5; Journal officiel de l’Union européenne L 283 du 21.10.2002, p. 1; CONSLEG: 1976X1008 — 23/09/2002 (консолидированный текст). Перевод и предисловие Четверикова А.О.
[2] В подавляющем большинстве государств-членов установлена “списочная система”, или “система партийных списков”, в рамках которой избиратели подают свои голоса за списки кандидатов, выставляемые политическим партиями или иными избирательными формированиями. Для определения количества мандатов, причитающихся спискам, в странах ЕС используются “метод квоты” в разных его вариациях (Германия, Франция и др.) или, чаще, “метод делителей”, также имеющий несколько разновидностей (“метод Д’Ондта” и др.).
Система единого передаваемого голоса, предполагающая голосование за отдельных кандидатов с указанием порядка предпочтений избирателя (цифрами 1, 2, 3 и т.д.) используется в Ирландии, Северной Ирландии (Соединенное Королевство) и на Мальте. — Прим. перев.
[3] Преференциальное голосование по спискам предполагает наделение избирателя правом отдавать свой голос не только списку в целом, но и отдельным кандидатам. Оно существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Словакия, Финляндия, Чехия. Некоторые из них допускают так называемое “панаширование”, то есть голосование за кандидатов из разных списков (например, Люксембург и Швеции).
В ряде государств-членов, подобно России, списки кандидатов являются “жесткими”, то есть избиратель не может высказывать свои индивидуальные предпочтения (преференции). Такая система действует, в частности, в Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Польше, Франции, Эстонии. — Прим. перев.
[4] Деление страны на избирательные округа предусмотрено в Бельгии, Великобритании, Ирландии и Франции. В Германии, Италии и Финляндии, несмотря на возможность выставления списков кандидатов на местном и/или региональном уровне, итоговый подсчет голосов производится в общенациональном масштабе. — Прим. перев.
[5] Пятипроцентный заградительный пункт установлен, в частности, В Германии и Франции. В ряде государств-членов применяется более низкий порог, например, 4% (Австрия и Швеция), 3% (Греция). — Прим. перев.
[6] Ныне Европейское сообщество. — Прим. перев.
[7] Кроме Экономического и социального комитета (современное название — Европейский экономический и социальный комитет) члены Европарламента не вправе также входить в состав другого консультативного органа Европейских сообществ — Комитета регионов (ст. 263 Договора о ЕС). — Прим. перев.
[8] В новой нумерации — статья 196. — Прим. перев.
[9] С 1 мая 2004 г. аутентичными являются также тексты на языках 10 новых государств-членов Союза (венгерском, латвийском, литовском, мальтийском, польском, словацком, словенском, чешском, эстонском). — Прим. перев.
[10] Имеется в виду Решение Совета от 20 сентября 1976 г., которым был утвержден настоящий Акт, и уведомления о его ратификации (ратификационные грамоты), направленные государствами-членами в Генеральный секретариат Совета. — Прим. перев.
[11] Имеется в виду проведение выборов в Европейский парламент только на территории, официально входящей в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (исключая зависимые, ассоциированные и т.п. территории). 18 февраля 1999 г. Европейский суд по правам человека признал это ограничение не соответствующим Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Гибралтара (Affaire 24833/94 “Matthews c. Royaume-Uni). — Прим. перев.
[12] JO C 89 du 29.04.1975. — Прим оригинала.