Антон Рогоза, МДФ МГЮА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Положения, касающиеся трудовой деятельности содержатся в Разделе 4 «Положения о предпринимательской деятельности и инвестициях» «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны». Этому посвящены ст. 23-27 Главы 1 «Условия, касающиеся трудовой деятельности».
Самое важное положение в этой главе содержится в ст. 23, где говорится, что при соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены обеспечивают, чтобы режим, предоставляемый российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, не содержал никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами. Россия, при соблюдении условий и правил, действующих в России, предоставляет такой же режим гражданам любого государства-члена, принятым на работу на законных основаниях на ее территории. Эта статья является крайне важной именно для наших граждан (ввиду того, что число граждан России, уезжающих на работу в страны ЕС, значительно больше, чем число европейских граждан, приезжающих на работу в Россию) и именно опираясь на эту статью Соглашения полузащитник испанского футбольного клуба «Сельта» и сборной России Валерий Карпин подал в суд иски против Федерации футбола Испании, ассоциации футбольных профессионалов и своего клуба “Сельта” с требованием уравнять его в правах с гражданами стран-членов ЕС.
Статьи 24 и 25 этой же главы содержат положения по социальному обеспечению. В ст. 24 говорится о возможности и необходимости сторон заключить соглашения для целей:
1) принятия положений, необходимых для координации систем социального страхования для работников — российских граждан, принятых на работу на законных основаниях на территории одного из государств-членов и, когда это возможно, для членов их семей, находящихся там на законных основаниях. Этими положениями, в частности, будет обеспечено, что:
- все периоды страхования, занятости или пребывания таких работников в различных государствах-членах будут суммироваться для целей определения пенсий по старости, инвалидности и смерти и для целей медицинского обслуживания таких работников и, когда это применимо, членов их семей;
- любые пенсии, назначаемые по старости, смерти, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, или связанной с ним инвалидностью, за исключением специальных пособий, не требующих взносов, подлежат свободному переводу по курсу, применяемому в соответствии с законодательством государства-члена или государств-членов, которые должны осуществить такой перевод;
- указанные работники будут получать, когда это применимо, семейные пособия на вышеуказанных членов их семей;
2) принятия, положений, необходимых для предоставления работникам-гражданам одного из государств-членов, принятых на работу на законных основаниях в России, и для членов их семей, пребывающих там на законных основаниях, аналогичного режима.
В Заключительном акте «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве…» содержится совместная декларация в отношении ст. 24, где говорится, что термин «члены их семей» определяется в соответствии с национальным законодательством соответствующей принимающей страны. Об этом термине в Соглашении, «члены их семей», необходимо сказать особо. Дело в том, что этот термин, содержащийся в нашем Соглашении с ЕС, отсутствует во многих других Соглашениях ЕС с государствами — «выходцами» из СССР. Как пример можно привести Соглашение ЕС с Украиной, где подобное положение, несомненно, расширяющее круг социально — защищенных лиц, отсутствует.
Судебная практика.
Ниже мне хотелось бы рассказать немного подробнее о наиболее известном случае применения на практике Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Речь идет об судебных исках, которые полузащитник испанского футбольного клуба «Сельта» и сборной России Валерий Карпин подал против Федерации футбола Испании, ассоциации футбольных профессионалов и своего клуба “Сельта”. Требование Карпина во всех исках было одно – отменить по отношению к нему условие дискриминационного футбольного правила, которое запрещает любой испанской команде иметь в своем составе более пяти игроков из стран, не входящих в Европейский Союз. В подтверждение своих требований, он опирался на ст. 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, где говорится, что при соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены обеспечивают, чтобы режим, предоставляемый российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, не содержал никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами.
В Испании существует разница в трудовом законодательстве для граждан ЕС и прочих. В различных сферах деятельности это выражается по-разному. Но, в общем и целом, иностранцам из Восточной Европы, Азии, Америки и Африки труднее устроиться на работу в Испании, чем, допустим, французу, из-за существующих квот на таких иностранцев. А поскольку Россия тоже относится к Восточной Европе или Азии, ее гражданам найти работу в Европе сложнее, чем гражданам из стран ЕС. Это правило касалось и полузащитника “Сельты” Валерия Карпина. Так же в испанском законодательстве есть еще список из 11 стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Словакия, Словения, Мальта, Кипр), граждане которых должны иметь те же трудовые права, что и граждане стран Европейского Союза (все эти страны являются кандидатами на членство в ЕС). Валерий Карпин, ссылаясь на ст. 23 Соглашения партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, требовал, чтобы он тоже был уравнен в трудовых правах с гражданами Европейского Союза.
Незадолго до этого такой же иск был подан защитником «Овьедо», капитаном сборной России по футболу Виктором Онопко, однако суд автономной области Астурии, где базируется «Овьедо», отказался его удовлетворить.
На сей раз судья гражданского суда №15 г. Мадрида Фаусто Гонсалес вынес решение в пользу истца. Более того, Карпину удалось создать юридический прецедент для всех работающих в Испании граждан России и еще трех стран – Румынии, Турции и Марокко. У них тоже оказались заключены соглашения с ЕС, и поэтому судья решил, что трудящиеся всех этих стран должны в Испании не считаться иностранцами.
Теперь любой россиянин, желающий работать в Испании, может рассчитывать на равные права с трудящимися из любой страны ЕС.
Это дело («дело Карпина») уже сейчас называют продолжением знаменитого «дела Босмана», после которого спортсмены всех стран ЕС, играющие не на родине, но в пределах Европейского Союза, добились равных прав с «коренными» спортсменами.
Рогоза Антон, студент 5 курса МДФ МГЮА
кафедра «Права Европейского Союза»