Студенческая научная конференция по праву Еврпейского Союза Доклады, участники: «Блоковые исключения» передачи технологий в антимонопольном законодательстве Европейского Союза — Алексей Толоконников (МГЮА, МДФ, 5-й курс). Положения о конкуренции ЕС, содержащиеся в статьях 85 и 86 Договора ЕС (приведенные ниже), регулируют соглашения между предприятиями, которые могут ограничивать или нарушать конкуренцию в рамках ЕС, а также злоупотребления, вызванные доминирующим положением предприятий на рынке. В случае соглашений, ограничивающих конкуренцию, возможны исключения из общего положения о запрете статьи 85 (1), которые вводятся либо законодательным образом, предоставляя исключения определенным видам соглашений (как, например, «блоковые исключения»), либо путем предоставления специального исключения Европейской Комиссией после уведомления о соответствующем соглашении. Статья 85 1.Нижеследующие соглашения должны быть запрещены как несовместимые с общим рынком: все соглашения между предприятиями, решения, принятые ассоциацией предприятий, и согласованные действия, которые могут повлиять на состояние торговли между государствами членами и которые могут иметь в качестве цели или последствия предотвращение, ограничение или искажение конкуренции внутри общего рынка, в частности те, которые: (а) прямо или косвенно фиксируют цены покупки или продажи, или другие торговые условия; (б) ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции; (в) разделяют рынки или источники поставок; (г) применяют неравноправные условия к эквивалентным сделкам с другими торгующими сторонами, и тем самым ставят их в неравноправное положение с точки зрения конкуренции; (д) ставят заключение контрактов в зависимости от принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своей сути или в соответствии с коммерческим использованием, не имеют никакой связи с предметом таких контрактов. 2.Любое соглашение или решение, запрещенное в соответствии с настоящей статьей, автоматически считается недействительным. 3. Положения параграфа 1 могут, однако, не применяться в случае наличиясоглашения или группы соглашений между предприятиями; решения или группы решений, принятых ассоциациями предприятий; согласованного действия или группы согласованных действий; которые способствуют улучшению производства или распределения товаров, или технического или экономического прогресса, одновременно предоставляя потребителям справедливую долю получаемых выгод, и которые: (а) не налагают на заинтересованные предприятия ограничений, которые не являются неотъемлемыми для достижения указанных целей; (б) не предоставляют таким предприятиям возможность устранения конкуренции в отношении значительной части рассматриваемых товаров. Европейская Комиссия может принять так называемое «блоковое исключение». В соответствии с законодательным положением, исключение из запрета в соответствии со статьей 85 Договора ЕС автоматически предоставляется соглашениям, которые не противоречат требованиям законодательства, даже если такие соглашения иным образом нарушают статью 85 и нуждаются в специальном исключении. До принятия Регламента по блоковым исключениям передачи технологий, Комиссия принимала несколько блоковых исключений в отношении лицензий на патенты и ноу-хау. Регламент по блоковым исключениям лицензий на патенты (Регламент 2349/84) и Регламент по исключению блоком лицензий на ноу-хау (Регламент 556/89) были приняты соответственно в 1984 и 1989 г. Очень скоро стало очевидно, что наличие единого Регламента по блоковым исключениям соглашений по лицензированию патентов и соглашений по лицензированию ноу-хау было бы более эффективно. В результате 31 января 1996 года был принят Регламент по блоковым исключениям передачи технологий, который вступил в силу 1 апреля 1996 года и будет действовать до 31 марта 2006 г., с возможным продлением срока действия. Поскольку законодательство имеет форму Регламента, а не Директивы, оно применяется непосредственно, без необходимости внесения государствами членами в национальные законодательства. Это отличается от ситуации с Директивой по компьютерным программам, которая в силу своего директивного характера применяется опосредованно, через включение в национальные законодательства. Регламент по блоковым исключениям передачи технологий распространяется на соглашения по лицензированным «чистым» патентам и на соглашения по лицензированным «чистым» ноу-хау, а также на соглашения, которые лицензируют пользование и тем и другим. «чистая патентная лицензия» относится к патентам, защищенным национальным законодательством, патентам, защищенным Конвенцией по европейским патентам для общего рынка (Конвенция по патентам Сообщества) от 15 декабря 1975 г. (ОН 1975 1-17), патентам, защищенным Конвенцией по выдаче европейских патентов (Конвенция по европейским патентам) от 5 октября 1973 г., и к применению патентов, моделей и некоторых других прав на интеллектуальную собственность, таких как топографические права для полупроводников, сертификаты гарантии на права растениеводов и медицинские препараты; «чистая лицензия на пользование ноу-хау» применяется в лицензировании незапатентованной технической информации, производственных процессов, таких как описание рецептов, формул, дизайнов и чертежей; «смешанная патентная лицензия» представляет чистую лицензию на пользование патентом и чистую лицензию на пользование ноу-хау, которые играют все большую роль в процессе передачи технологий. Статья 1 Регламента предусматривает, что запрет соглашений, ограничивающих конкуренцию, в соответствии со статьей 85 Договора ЕС, не распространяется на соглашения по лицензированию патентов и ноу-хау, а также соглашения смешанного типа, заключаемые только двумя сторонами и содержащие одно или более одного из определенных перечиленных обязательств. Эти обязательства включают обязательства лицензиара не предоставлять лицензию другим предприятиям на пользование лицензируемой технологией на территории применения лицензии, т.е. не запрещается выдача эксклюзивной лицензии лицензиату в отношении определенного географического региона. Лицензиар может также принять на себя обязательство не конкурировать с лицензией в рамках географического региона, в котором лицензиат имеет лицензию. Лицензиат может принять обязательство не производить или использовать лицензируемый продукт или процесс в географическом регионе в пределах ЕС, лицензии на пользование которыми предоставлены другим лицензиатам. Таким образом для целей соглашений, подпадающих под положения Регламента, разрешено производить географическое деление территории ЕС. В любом случае период действия обязательств ограничен и зависит от характера соглашения: заключено ли оно в отношении чистой патентной лицензии или лицензии на ноу-хау, или смешанной лицензии на пользование тем и другим. Так называемый «белый список» — это перечень обязательств, обычно встречаемых в соглашениях, которые, как правило, не ограничивают конкуренцию. Цель такого списка — гарантировать, что если в случае наличия особых экономических и правовых обстоятельств они подпадают под запрет в соответствии со статьей 85 Договора ЕС, они подлежат исключению. Белый список не является исчерпывающим, но включает обязательство со стороны лицензиата не выдавать сублицензии или передавать лицензию; обязательство со стороны лицензиата соблюдать спецификации минимального гарантированного качества лицензируемого товара; сохранение лицензиаром права реализовать права, передаваемые в соответствии с патентом, для предотвращения использования технологии лицензиатом за пределами лицензируемой территории; и обязательство со стороны лицензиата использовать наилучшим образом усилия, направленные на производство и реализацию лицензируемого товара. «Черный список» список содержит обязательства, которые, будучи включенными в соглашение, означают, что все соглашение не подпадает под действие Регламента и поэтому требует подачи отдельного уведомления в Европейскую Комиссию с просьбой о получении освобождения (исключения) от запрета по статье 85 Договора ЕС. Следует отметить, что включение любых условий из черного списка в соглашение означает, что на все соглашение не распространяется исключение, предоставляемое Регламентом; при этом не только все соглашение в принципе становится недействительным, но Европейская Комиссия проведет расследование деятельности сторон, подписавших соглашение, и применит к ним штрафные санкции. «Черный список» включает следующие положения: ограничение деятельности одной стороны по определению цен, ценовых компонентов или скидок на лицензируемый продукт; ограничение деятельности одной стороны по конкуренции на общем рынке с другой стороной; обязательство лицензиата передать лицензиару права на совершенствование или новые виды применений лицензируемой технологии; требование к одной или обеим сторонам по соглашению без объективной обоснованной причины отказаться выполнять заказы от пользователей или агентов по перепродаже на их соответствующих территориях, которые смогли бы провести маркетинг продукции на других территориях общего рынка. Стороны могут заключить соглашение на лицензирование пользования патентов и (или) ноу-хау, которое содержит положения, нарушающие статью 85, но автоматически исключаемые в соответствии с Регламентом. В таком соглашении стороны могут пойти дальше и принять обязательство, возможным образом ограничивающее конкуренцию, причем это обязательство не включено в списки, оговоренные статьями 1 и 2 Регламента. При условии, что стороны не включили какое-либо положение из «черного списка», специальная процедура, оговоренная статьей 4, позволяет сторонам направить уведомление в Европейскую Комиссию с просьбой о предоставлении им исключения в соответствии с «противоположной процедурой». В этом случае вместо ожидания от Комиссии официального решения, соглашение будет автоматически исключено в соответствии с Регламентом, если Комиссия не возразит против поданного заявления об исключении в течении 4 месяцев. Если в заявлении, уведомляющем Комиссию, обычно содержится подробная информация, в этом случае объем информации сокращен в такой степени, которая бы удовлетворила Комиссию, иногда вплоть до передачи только текста соглашения, и оценки рыночной структуры и доли рынка лицензиата, сделанной на основе имеющихся данных. Европейская Комиссия имеет полномочия аннулировать предоставляемые исключения по Регламенту в каждом конкретном деле, если Комиссия определит, что такое соглашение, которому был предоставлен режим исключения в соответствии с Регламентом, продолжает оказывать воздействие, негативно влияющее на экономические выгоды, связанные с лицензионным соглашением, благодаря которым соглашение подпало под действие Регламента. К таким случаям относятся ситуации, в которых лицензионное соглашение направлено на предотвращение лицензируемой продукции от воздействия эффективной конкуренции на лицензируемой территории со стороны аналогичных товаров и услуг, или товаров и услуг, которые рассматриваются потребителями как замещаемые товарами и услугами, являющимися предметом соглашения. Сюда также относятся случаи, когда лицензиат отказывается без объективной обоснованной причины выполнять заказы от потребителей или агентов по перепродаже, действующих на территории других лицензиатов. Регламент по блоковым исключениям передачи технологий — эффективное средство, с помощью которого патенты и ноу-хау могут быть исключительно лицензированы лицензиаром в пользу лицензиата в отношении конкретного географического региона. Считается, что ожидаемые экономические выгоды от соглашений, которые подпадают под действие Регламента, перевешивают ограничения конкуренции, которые заложены в таких соглашениях. Используя однако «черный список», стороны по соглашению могут пойти гораздо дальше по пути ограничения конкуренции, предусмотренной Регламентом, хотя ограничения, не включенные в «белый список», но не запрещенные по «черному списку», могут быть задействованы с помощью «противоположной процедуры». |