О гражданстве Европейского Союза. П.А. Калиниченко

Калиниченко П.А.

О гражданстве Европейского Союза [i]

Европейский Союз является интереснейшим феноменом международной жизни. Европейский Союз – результат глубоких интеграционных процессов между государствами Западной, Южной и Северной Европы. Сегодня в это объединение входят 15 государств-членов: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединённое Королевство, Финляндия, Франция, Швеция. В рамках Союза функционирует единое экономическое пространство, государства-члены проводят скоординированную внутреннюю и внешнюю политику, развивается собственная правовая система.

Европейский Союз – явление современное. Он образован в соответствии с Маастрихтским договором о Европейском Союзе1992 г. и «знаменует собой новый этап в процессе создания как никогда раннее сплочённого союза народов Европы» (ст. 1). Однако предпосылки для появления подобного объединения государств создавались десятилетиями. Центральной составляющей Союза стали Европейские сообщества, учреждённые в 1950-е годы ХХ-го столетия как международные межправительственные региональные организации  – Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) переименованное Договором о Европейском Союзе в Европейское Сообщество (ЕС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вместе с тем, нельзя сводить Европейский Союз исключительно к Европейским сообществам, кроме них ЕС включает общую внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Положения Маастрихтского договора вносят изменения и дополнения в учредительные документы Сообществ (Договор об образовании Европейского объединения угля и стали 1951 г., Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г.), содержат нововведения относительно создания и деятельности Европейского Союза. Важное место среди них занимают положения о гражданстве Европейского Союза. Этому посвящается ч. II  Договора о Европейском Сообществе  «Гражданство Союза», статьи 17–22, и, в качестве приложения к Договору – Декларация о гражданстве государства – члена. Содержание статей 17 и 21 изменено Амстердамским договором об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г.

Введение гражданства – шаг чрезвычайно смелый даже для столь сплочённого объединения государств, каким является Европейский Союз. «Гражданство – один из важнейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах  и обязанностях человека и государства»* (См.: «Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М. «Белые альвы», 1997, стр. 99), гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства. Следовательно, всегда, затрагивая вопрос о гражданстве, мы касаемся вопроса о государственном суверенитете. Поэтому в Договоре о ЕС гражданство Союза определяется предельно корректно, этому посвящена ст. 17 Договора. Амстердамский договор 1997 г. вносит новую редакцию данной статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет гражданство государств-членов». Понятно, что гражданство Союза и национальное гражданство государств-членов явления различные, не сливающиеся. Гражданство Союза субсидиарно национальному. С формальной стороны, такая количественная констатация института гражданства Европейского Союза наиболее приемлема. Гражданин государства-члена автоматически становится гражданином Союза. Ему не нужно обращаться в какие-либо органы для приобретения гражданства Союза. Даже, что касается документов, удостоверяющих гражданство – национальные общегражданские и заграничные паспорта граждан государств-членов унифицированы по форме и содержанию и носят отметку о вхождении государства в Европейский Союз. Вопрос же о наличии или отсутствии у лица гражданства государства-члена, основания его приобретения и прекращения, находятся исключительно в компетенции государств-членов, как это подчёркивается в Декларации о гражданстве государства-члена.

Содержание гражданства составляют взаимные права и обязанности человека и государства. С юридической точки зрения такая конструкция возможна и применительно к гражданству Союза, т. к. право Европейского Союза наделяет правосубъектностью физических лиц.

Маастрихтский договор определяет основные права граждан Союза в статьях 17–21. Ст. 18 устанавливает право граждан Союза на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов. Ст. 19 наделяет граждан Европейского Союза правом избирать и быть избранным в Европейский парламент и в местные органы власти в том государстве, где они постоянно проживают. Ст. 20 предоставляет право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов. Ст. 21 Договора о ЕС провозглашает право граждан Европейского Союза на обращение с петициями в Европейский парламент или к Омбудсману Сообществ. Согласно редакции ст. 21, внесённой Амстердамским договором, такое обращение с петицией возможно на любом из 12 официальных языков Союза.

Необходимо ещё раз отметить, что это только основные права граждан Союза. Остальные права закрепляются иными положениями учредительных актов Союза, вторичным правом ЕС, решениями Суда. Наконец, ст. 22 определяет, что Совет по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом единогласным решением может принимать положения, имеющие целью упрочить или дополнить права граждан Союза.

Право Европейского Союза не содержит «стандартного» перечня основных прав и свобод человека и гражданина, который как правило отражается в конституциях государств-членов. Договор о Европейском Союзе 1992 г. преодолевает данное несовершенство, устанавливая в ст. 6, что Союз уважает основные права личности:

  • гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
  • вытекающие из общих конституционных традиций государств-членов, «в качестве общих принципов права Сообществ».

Таким образом, Маастрихтский договор ставит вопрос о присоединении Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Несомненно, гражданство Союза предоставляет качественно новые права гражданам государств-членов, связанные с расширением их пространственных возможностей. Важно и другое – положения о гражданстве устанавливают непосредственную связь между Союзом и гражданами. Институт гражданства Европейского Союза – воплощение идеи создать союз не только государств, но и народов, объединения людей. Гражданство Европейского Союза имеет идеологическое значение.

Непременно, существуют и сложности при реализации данных положений, данной идеи. Часто граждане государств-членов Союза плохо осведомлены о возможностях, предоставляемых им европейским гражданством. Поэтому Комиссия сегодня проводит мероприятия по распространению информации о гражданстве Европейского Союза. Так, с ноября 1996 года действует программа «Граждане – превыше всего», цель которой состоит в обеспечении населения государств-членов Союза информацией о праве граждан Союза на проживание, обучение и работу в любом государстве-члене. Планируется создание и других программ Комиссии в этой области* (См. об этом: Европейский обзор №47/97, стр.8).

Были случаи, когда попытки реализовать свои права, как граждан Союза гражданами одной страны натыкались на непонимание со стороны чиновников административных органов другой страны, что приводило к возникновению негативных ситуаций. Комиссия тщательно контролирует, исследует и анализирует подобные проявления.

Гражданство Европейского Союза явление неординарное. Собственное гражданство придаёт Европейскому Союзу черты государственности. Сложность проблемы и в том, что опыта введения гражданства в объединении государств, созданном на основе международных экономических организаций не было никогда. В Европейском Союзе это произошло впервые. Именно поэтому при рассмотрении данного явления чувствуется какая-то незавершённость. Это проявляется в противоречивости определения, в отсутствии чёткого перечня прав и обязанностей граждан Союза, в тех трудностях, которые возникают при реализации положений о гражданстве. Но эта «незавершённость» с другой стороны даёт повод говорить и о перспективах дальнейшего развития данного института в законодательстве Европейского Союза. Гражданство Союза находится в состоянии становления.


[i] Переработанный вариант статьи. Оригинальный вариант опубликован в Московском журнале международного права № 3/2000, стр. 47–50. Статья написана в декабре 1998 г.