Юля Дзиова (МГЮА, МДФ)
Тенденции и перспективы развития Европейского Союза
В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских государств, изъявивших желание стать частью Союза.
Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:
-
Утверждать или нет дату окончания переговоров с государствами «первой волны» — Польшей, Чехией, Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром?
-
Когда начинать переговоры с государствами «второй волны» — Литвой, Латвией, Болгарией, Румынией, Словакией и Мальтой?
-
Как должна развиваться институциональная реформа, с тем, чтобы не нанести ущерб процессу расширения?
14 сентября 1999 председатель Комиссии ЕС Романо Проди официально заявил, что процесс создания новой европейской архитектуры займет примерно 25 лет. Наиболее продвинутые страны-кандидаты будут приняты в Союз в недалеком будущем. Процесс подготовки других стран растянется на много лет. В этот период сотрудничество между ЕС и странами-кандидатами будет осуществляться на основе принципа «возможного будущего членства». Предполагается, в частности, обеспечить максимально возможное участие стран-кандидатов в Экономическом и валютном Союзе, сотрудничестве в области безопасности, а также участие в работе институтов ЕС в качестве наблюдателей или сторон в процессе консультаций. Р. Проди прямо предупредил балканские государства, что они не смогут «экспортировать» свои междоусобные конфликты в ЕС — прежде чем вопрос об их вступлении перейдет в практическую плоскость, они должны будут установить между собой отношения мира и сотрудничества.
После завершения процесса расширения в Союз будут входить до 30 государств.
С остальными странами Европы, в первую очередь с Россией и Украиной, будут развиваться отношения «стратегического партнерства» с целью обеспечения мира и стабильности в «более широкой Европе».
На последней встрече Европейского Совета, состоявшейся 10-11 декабря 1999 г. в Хельсинки, была подчеркнута необходимость проведения тщательной подготовки, как в рамках самого Союза, так и в государствах — потенциальных членах для поэтапного их присоединения.
Таким образом, была выработана концепция реформирования Европейского Союза с целью его адоптации к процессу расширения, а именно: во-первых, Совет рекомендовал внести соответствующие изменения в текст Амстердамского Договора, так как его действующая редакция не смогла урегулировать вопросы относительно вступления новых членов и, соответственно, деятельности (функционирования) органов и институтов в условиях большего количества стран-участниц.
Во-вторых, необходимо непосредственно провести институциональную реформу, которая бы способствовала эффективной деятельности Европейского Союза в условиях его расширения. По этому вопросу Европейский Совет принял решение провести межправительственную конференцию до декабря 2000 г. После ратификации принятых на ней документов (примерно с конца 2002 г.) может начаться фактическое расширение ЕС, причем только индивидуально.
В-третьих, Совет настоятельно рекомендовал самим государствам, желающим войти в состав ЕС, урегулировать как внутренние, так и внешнеполитические противоречия путем обращения в Международный Суд, как одно их основных условий вступления.
Немаловажным будет отметить, что на сегодняшний день насчитывается около 13 стран (10 стран Центральной Восточной Европы, Мальта, Кипр и Турция), с которыми ведутся переговоры и консультации по вопросу об их включении в число членов Европейского Союза.
Прежде всего, государства-претенденты должны удовлетворять так называемому Копенгагенскому политическому критерию членства, а именно: соблюдать принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью и всецело руководствоваться принципами, закрепленными в учредительных документах ЕС с целью «достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте».
Также необходимо указать на те условия, выдвигаемые ЕС будущим членам, выполнение которых необходимо для более успешного присоединения. Это, прежде всего, приведение внутренней национальной правовой системы стран в соответствие с нормативной базой Союза, т.е. осуществление процесса унификации и имплементации норм права.
Однако наибольшую трудность, на мой взгляд, будет представлять реформирование экономики государств с целью достижения показателей того уровня развития, который необходим для вступления в ЕС. Сложность данного процесса обусловлена тем, что не все претенденты отвечают требованиям единого рынка и, тем более, введения европейской валюты «Евро». Поэтому периодически Комиссия проводит консультации с государствами и дает рекомендации по постепенному изменению и устранению противоречий между экономическими национальными показателями и требуемыми для более успешного их сближения.
Говоря в целом о перспективах расширения ЕС, не стоит забывать также и о том, что нынешние государства-члены, провозглашая ценность и пользу включения новых участников, сами занимают неоднозначную позицию по отношению к указанной проблеме.
Представители Великобритании, к примеру, считают, что разговоры об определении конкретной даты вступления в ЕС стран-кандидатов так называемой «первой группы» являются далекими от реальности.
На франко-испанской встрече в верхах премьер-министры Франции и Испании — Юбер Ведрен и Абель Матутес — высказались против идеи коллективного вхождения стран-кандидатов и назначения дат подобного вхождения, подчеркнув, что единственно приемлемым вариантом является индивидуальное вступление каждой страны. Причем большинство государств-членов также выступает против фиксации дат вступления, что объективно обусловлено спецификой данного процесса.
Что же касается государств «второй волны», то на Хельсинском саммите было принято решение провести в 2000 г. серию межправительственных конференций с указанными странами по разработке условий и этапов процесса их приема в ЕС. Причем было подчеркнуто, что каждый кандидат будет оценен в связи со спецификой его политического и экономического развития, а также была указана необходимость проведения мероприятий по достижению этими государствами уровня стран «первой волны»