Рамочное решение Совета о борьбе с коррупцией в частном секторе. Перевод Четверикова А.О.

РАМОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 2002/946/ПВД[1]СОВЕТА

от 22 июля 2003 г.

о борьбе с коррупцией в частном секторе[2]

Рамочное решение «О борьбе с коррупцией в частном секторе» – новый источник уголовного законодательства Европейского Союза, который направлен на борьбу с преступными деяниями, сходными по своим признакам «коммерческому подкупу» в Российской Федерации (ст. 204 УК РФ).

Документ раскрывает понятия «активной» и «пассивной» коррупции в частном секторе (ст. 2), а также предусматривает санкции за их совершение (ст. 4), в том числе основания и меры ответственности юридических лиц (ст. 5 – 6).

Как и в других нормативных актах Европейского Союза по вопросам уголовного права, сближение стандартов уголовной ответственности в государствах-членах производится с помощью метода «минимальной гармонизации», а именно, путем установления верхнего предела уголовно-правовой санкции, который должно закрепить каждое государство-член в своем национальном законодательстве (1 – 3 года тюремного заключения). При этом государства-члены не лишаются возможности устанавливать более суровые наказания, в данном случае – свыше 3 лет лишения свободы (тюремного заключения).

Все государства-члены обязаны привести свои уголовные кодексы и другие правовые акты в соответствии с Рамочным решением не позднее 22 июля 2005 г.

Разъяснение терминов, используемых в Рамочном решении, а также характеристику других источников уголовного права Европейского Союза, в том числе в сфере борьбы с коррупцией, см. в книге: Право Европейского Союза. Учебник под ред. проф. Кашкина С.Ю. (глава XXIII). М.: Юристъ, 2002.

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Руководствуясь Договором о Европейском Союзе и, в частности, его статьей 29, пунктом “е” параграфа 1 его статьи 31 и пунктом “b” параграфа 2 его статьи 34,

На основании инициативы Королевства Дания[3],

С учетом заключения Европейского парламента[4],

Принимая во внимание нижеследующее:

(1) Параллельно с глобализацией в течение последних лет произошло возрастание трансграничного оборота товаров и услуг. Таким образом, всякий акт коррупции, возникающий в частном секторе какого-либо государства-члена, больше не является исключительно национальной проблемой, но также представляет собой транснациональную проблему, в борьбе с которой совместная акция Союза выступает наиболее эффективным инструментом.

(2) 27 сентября 1996 г. Совет принял Акт, устанавливающий Протокол к Конвенции «О защите финансовых интересов Европейских сообществ»[5]. Протокол, который вступил в силу 17 октября 2002 г., определяет преступления, относящиеся к коррупции, и предусматривает гармонизированные санкции за эти преступления.

(3) 26 мая 1997 г. Совет принял Конвенцию «О борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств-членов Европейского Союза»[6].

(4) 22 декабря 1998 г. Совет, кроме того, принял Общую акцию 98/742/ПВД «О борьбе с коррупцией в частном секторе»[7]. По случаю принятия названной Общей акции Совет выступил с декларацией, согласно которой Общая акция призвана стать первым шагом на уровне Европейского Союза в борьбе с данным типом коррупции, и впоследствии, исходя из результатов оценки, выполненной в соответствии с параграфом 2 статьи 8 названной Общей акции, надлежит принять другие меры в этой области. Доклад о трансформации государствами-членами названной Общей акции в национальное право еще отсутствует.

(5) 13 июня 2002 г. Совет принял Рамочное решение 2002/584/ПВД «О европейском ордере на арест и о процедурах передачи лиц между государствами-членами»[8], включающее коррупцию в перечень преступлений, входящих в сферу применения европейского ордера на арест, для которых не требуется предварительный контроль двойной преступности.

(6) Из статьи 29 Договора о Европейском Союзе вытекает, что цель Союза – предоставить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия, и что эта цель достигается предотвращением организованной или иной преступности и, в частности, коррупции.

(7) Из пункта 48 заключений Европейского совета, заседавшего в Тампере 15 и 16 октября 1999 г., следует, что коррупция является особо важной сферой, когда идет речь об установлении минимальных правил в отношении составов преступлений в государствах-членах и подлежащих применению санкций.

(8) 21 ноября 1997 г. конференцией по проведению переговоров была принята Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) «О борьбе с коррупцией иностранных публичных агентов в международных коммерческих сделках»; также Совет Европы принял Конвенцию «Об уголовно-правовой ответственности за коррупцию», которая открыта для подписания начиная с 27 января 1999 г. К этой Конвенции приложено соглашение о создании Группы государств против коррупции (GRECO). Кроме того, были начаты также переговоры с целью подготовки конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией.

(9) Государства-члены придают особую важность борьбе с коррупцией как в публичном, так и в частном секторе, поскольку считают, что коррупция в этих двух секторах ставит под угрозу правовое государство, образует искажение конкуренции, связанной с приобретением коммерческих товаров или услуг, и представляет собой препятствие здоровому экономическому развитию. В этой связи государства-члены, которые еще не ратифицировали Конвенцию Европейского Союза от 26 мая 1997 г. и Конвенцию Совета Европы от 27 января 1999 г., примут необходимые меры с тем, чтобы сделать это в оптимальные сроки.

(10) Настоящее Рамочное решение стремится, в частности, добиться того, чтобы коррупция в частном секторе, как активная, так и пассивная, составляла уголовное преступление во всех государствах-членах, чтобы юридические лица могли также привлекаться к ответственности за данные преступления, и чтобы санкции, предусмотренные в этой области, были эффективными, соразмерными и обладающими предупредительным эффектом,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩЕЕ РАМОЧНОЕ РЕШЕНИЕ:

Статья 1

Определения

В целях настоящего Рамочного решения:

— под «юридическим лицом» понимается любое образование, которое имеет такой статус согласно подлежащему применению национальному праву, кроме государств или других публично-правовых образований в ходе осуществления ими своих прерогатив публичной власти и кроме публично-правовых международных организаций;

— под «нарушением обязанности» понимается выражение, которое должно трактоваться в соответствии с национальным правом. Понятие нарушения обязанности в национальном праве должно, по меньшей мере, охватывать любое нелояльное поведение, составляющее нарушение юридической обязанности или — в зависимости от случая — нарушение профессиональных правил или директив, подлежащих применению в рамках профессиональной деятельности, лицом, которое осуществляет на любом основании руководящую функцию или работу в пользу образования, принадлежащего к частному сектору.

 

Статья 2

Активная и пассивная коррупция в частном секторе

1. Государства-члены принимают необходимые меры с целью возвести в разряд уголовного преступления указанные ниже акты, совершаемые умышленно в рамках профессиональной деятельности:

а) деяние, состоящее в обещании, предложении или предоставлении, непосредственно или через третьих лиц, лицу, которое осуществляет на любом основании руководящую функцию или работу в пользу образования, принадлежащего к частному сектору, недолжной выгоды любого характера, предназначенной ему самому или третьему лицу, для того, чтобы в нарушение своих обязанностей данное лицо совершило действие или воздержалось от совершения действия;

b) деяние, когда в ходе осуществления на любом основании руководящей функции или работы в пользу образования, принадлежащего к частному сектору, лицо запрашивает или получает, непосредственно или через третьих лиц, недолжную выгоду любого характера, предназначенную ему самому или третьему лицу, либо принимает обещание такой выгоды для того, чтобы в нарушение своих обязанностей оно совершило действие или воздержалось от совершения действия.

2. Параграф 1 применяется к профессиональной деятельности образований, преследующих цель получения прибыли или не преследующих таковой.

3. Государство-член может выступить с декларацией о том, что оно ограничит сферу применения параграфа 1 актами, которые влекут или могут повлечь за собой искажение конкуренции, связанной с приобретением коммерческих товаров или услуг.

4. Указанные в параграфе 3 декларации сообщаются Совету в момент принятия настоящего Рамочного решения и являются действительными на протяжении пяти лет, отсчитывая от 22 июля 2005 г.

5. В удобное время до 22 июля 2010 г. Совет повторно рассматривает настоящую статью с целью определить, могут ли декларации, сделанные на основании параграфа 3, подлежать возобновлению.

Статья 3

Подстрекательство и пособничество

Государства-члены принимают необходимые меры к тому, чтобы подстрекательство к совершению какого-либо из актов, указанных в статье 2, или пособничество им составляли уголовное преступление.

 

Статья 4

Санкции

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры к тому, чтобы указанные в статьях 2 и 3 акты подлежали эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом уголовно-правовым санкциям.

2. Каждое государство-член принимает необходимые меры к тому, чтобы указанные в статье 2 акты подлежали в качестве максимального наказания тюремному заключению с наименьшим верхним пределом от 1 до 3 лет.

3. Каждое государство-член в соответствии со своими правилами и своими конституционными принципами принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы физическое лицо, которое в рамках определенной профессиональной деятельности было осуждено за акт, указанный в статье 2, подвергалось когда уместно — по меньшей мере, когда оно занимало руководящий пост на предприятии — временному лишению права осуществлять эту профессиональную деятельность или подобную ей профессиональную деятельность на аналогичном посту или по аналогичной функции, если из констатированных фактов вытекает, что существует явная угроза злоупотребления им своим постом или своей обязанностью посредством активной или пассивной коррупции.

Статья 5

Ответственность юридических лиц

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридические лица могли привлекаться к ответственности за указанные в статьях 2 и 3 преступления, когда эти преступления были совершены в их пользу любым физическим лицом, которое, действуя индивидуально либо в качестве члена органа юридического лица, осуществляет внутри последнего руководящие полномочия исходя из следующих оснований:

а) способность выступать представителем юридического лица, или

b) наличие права принимать решения от имени юридического лица, или

c) наличие права осуществлять внутренний контроль.

2. Помимо случаев, предусмотренных параграфом 1, каждое государство-член принимает необходимые меры к тому, чтобы юридическое лицо могло привлекаться к ответственности, когда отсутствие наблюдения или контроля со стороны упомянутого в параграфе 1 лица сделало возможным совершение находящимся у него в подчинении лицом преступления, указанного в статьях 2 и 3, в пользу названного юридического лица.

3. Ответственность юридического лица согласно параграфам 1 и 2 не исключает уголовного преследования против физических лиц, которые выступают исполнителями, подстрекателями или пособниками преступлений, указанных в статьях 2 и 3.

Статья 6

Санкции в отношении юридических лиц

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры к тому, чтобы юридическое лицо, признанное ответственным в значении параграфа 1 статьи 5, подлежало эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом санкциям, которые включают уголовные или административные штрафы и, возможно, другие санкции, в частности:

а) меры, влекущие за собой лишение возможности пользоваться льготами или помощью со стороны публичной власти;

b) меры, накладывающие временный или постоянный запрет на осуществление коммерческой деятельности;

c) помещение под судебный надзор или

d) роспуск в судебном порядке.

2. Каждое государство-член принимает необходимые меры к тому, чтобы юридическое лицо, признанное ответственным согласно параграфу 2 статьи 5, подлежало эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом санкциям или мерам.

Статья 7

Юрисдикция

1. Каждое государство-член принимает необходимые меры с целью установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, указанных в статьях 2 и 3, в следующих случаях:

а) преступление было полностью или частично совершено на его территории, или

b) исполнителем преступления является один из его граждан, или

c) преступление было совершено в пользу юридического лица, которое имеет свое местонахождение на территории этого государства-члена.

2. Государство-член может решить не применять либо применять только при особых обстоятельствах или условиях правила юрисдикции, определенные в пунктах “b” и “с” параграфа 1, когда преступление было совершено вне его территории.

3. Государство-член, которое в соответствии со своим национальным законодательством еще не передает своих граждан[9], принимает необходимые меры с целью установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, указанных в статьях 2 и 3, когда эти преступления совершены кем-либо из его граждан вне его территории.

4. Государства-члены информируют Генеральный секретариат Совета и Комиссию о своем решении применить параграф 2, указывая, когда уместно, особые обстоятельства или условия, при которых действует его решение.

Статья 8

Отмена

Общая акция 98/742/ПВД отменяется.

 

Статья 9

Практическое осуществление

1. Государства-члены принимают необходимые меры с целью привести себя в соответствие с положениями настоящего Рамочного решения до 22 июля 2005 г.

2. К той же самой дате государства-члены сообщают Генеральному секретариату Совета и Комиссии текст положений, трансформирующих в свое национальное право обязательства, вытекающие из настоящего Рамочного решения. На основе доклада, подготовленного исходя из этой информации, и письменного доклада Комиссии Совет до 22 октября 2005 г. проверяет, насколько государства-члены привели себя в соответствие с настоящим Рамочным решением.

Статья 10

Территориальное применение

Настоящее Рамочное решение применяется к Гибралтару.

Статья 11

Вступление в силу

Настоящее Рамочное решение вступает в силу со дня его опубликования в Официальном журнале Европейского Союза.

Совершено в Брюсселе 22 июля 2003 г.

От имени Совета

Председатель

G. ALEMANNO



[1] ПВД – правосудие и внутренние дела (франц.:JAI, англ.: JHA, нем.: JI).

[2] Journal officiel de l’Union européenne L 192 du 31.7.2003, p. 54. Перевод и предисловие Четверикова А.О.

[3] JO C 184 du 2.8.2002, p. 5. — Прим. оригинала.

[4] Заключение от 22 ноября 2002 г. (еще не появилось в Официальном журнале). — Прим. оригинала.

[5] JO C 313 du 23.10.1996, p. 1. — Прим. оригинала.

[6] JO C 195 du 25.6.1997, p. 2. — Прим. оригинала.

[7] JO L 358 du 31.12.1998, p. 2. — Прим. оригинала.

[8] JO L 190 du 18.7.2002, p. 1. — Прим. оригинала.

[9] Имеется в виду передача граждан на основании европейского ордера на арест или – до его введения в действие – на основании запроса о выдаче (экстрадиции). – Прим. перев.